Фильмы отобраны по трем критериям:
1) фильмы, имеющие большое значение в развитии кинематографа;
2) фильмы, являющиеся наиболее характерными примерами явлений, имеющих большое значение в истории кино;
3) наиболее характерные или наиболее удачные фильмы режиссеров, имеющих большое значение в киноистории.
Соответственно, фильмы в списке не вполне равноценны - если одни из них не могут быть заменены ничем иным (такие, например, как "Дорога" или "Седьмая печать", а тем более подчеркнутые фильмы - те, которые явились разного рода революциями в кинематографе), то другие выбраны достаточно произвольно, а иногда даже субъективно (поскольку не принципиально, какой именно выбрать фильм Пазолини или Форда, при том, что эти режиссеры несомненно должны быть представлены в списке.) В последнем случае иногда после знака "~" приводятся более или менее равноценные замены - фильмы, успешно репрезентующие того же режиссера.
В этой теме будут выкладываться сами фильмы и некоторое их описание.
► Фред Отт чихает - Уильям Диксон, 1894 ~ ► Поцелуй, 1896
► Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты - братья Люмьер, 1895
► Политый поливальщик - братья Люмьер, 1895
► Бабушкина лупа - Джордж Альберт Смит, 1900
► Путешествие на Луну - Жорж Мельес, 1902
► Большое ограбление поезда - Эдвин С. Портер, 1903 ~ ► Жизнь американского пожарного, 1903
► Много лет спустя - Дэвид Уорк Гриффит, 1908 ~ ► Энох Арден, 1911
► Рождение нации - Дэвид Уорк Гриффит, 1915
► Нетерпимость - Дэвид Уорк Гриффит, 1916
► Сломанные побеги - Дэвид Уорк Гриффит, 1919
► Кабинет доктора Калигари - Роберт Вине, 1920
► Усталая смерть - Фриц Ланг, 1921
► Носферату, симфония ужаса - Фридрих Мурнау, 1922
► Нанук с Севера - Роберт Флаэрти, 1922 ~ ► Человек из Арана, 1934
► Колесо - Абель Ганс, 1923
Механический балет — Фернан Леже, 1924
Антракт — Рене Клер, 1924
Алчность — Эрих фон Штрогейм, 1924
Золотая лихорадка — Чарльз Чаплин, 1925
Броненосец «Потемкин» — Сергей Эйзенштейн, 1925
Последний человек — Фридрих Мурнау, 1925
Метрополис — Фриц Ланг, 1926
Мать — Всеволод Пудовкин, 1926
Шинель — Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, 1926
Страсти Жанны дАрк — Карл Дрейер, 1927
Наполеон — Абель Ганс, 1927
Берлин — симфония большого города — Вальтер Рутман, 1927
Октябрь — Сергей Эйзенштейн, 1927
Андалузский пёс — Луис Бунюэль, 1928
Кинооператор — Бастер Китон (реж. Э. Седвик), 1928 (~ Генерал, 1927; Три эпохи, 1923; Шерлок младший, 1924)
Человек с киноаппаратом — Дзига Вертов, 1929
Дождь — Йорис Ивенс, 1929 (~ Мост, 1928)
Земля — Александр Довженко, 1930
Счастье — Александр Медведкин, 1935
Пляска скелетов — Уолт Дисней, 1929 (~ Пароходик Вилли, 1927 и др.)
Под крышами Парижа — Рене Клер, 1930
М (Убийца) — Фриц Ланг, 1931
Огни большого города — Чарльз Чаплин, 1931
Утиный суп — братья Маркс (реж. Лео Мак-Кери), 1933
Окраина — Борис Барнет, 1933
Аталанта — Жан Виго, 1934
Триумф воли — Лени Рифеншталь, 1935
Новые времена — Чарльз Чаплин, 1936 (~ Великий диктатор, 1940)
Александр Невский — Сергей Эйзенштейн, 1938
Правила игры — Жан Ренуар, 1939
Дилижанс — Джон Форд, 1939
Фантазия — Уолт Дисней, 1940
Гражданин Кейн — Орсон Уэллс, 1941
День гнева — Карл Дрейер, 1943 (~ Слово, 1955)
Ворон — Анри Клузо, 1943
Дети райка — Марсель Карне, 1944
Иван Грозный — Сергей Эйзенштейн, 1945
Рим, открытый город — Роберто Росселлини, 1945
Пайза — Роберто Росселлини, 1946
Похитители Велосипедов — Витторио де Сика, 1948
Веревка — Альфред Хичкок, 1948
Дневник сельского священника — Робер Брессон, 1950
Расемон — Акира Куросава, 1950
Сказки туманной луны после дождя — Кэндзи Мидзогути, 1953
Токийская повесть — Ясудзиро Одзу, 1953
Семь самураев — Акира Куросава, 1954
Дорога — Федерико Феллини, 1954
Песнь дороги — Сатьяджит Рей, 1955 (~ Мир Апу, 1959)
Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет — Робер Брессон, 1956
Седьмая печать — Ингмар Бергман, 1956
Земляничная поляна — Ингмар Бергман, 1957
Летят журавли — Михаил Калатозов, оп. Сергей Урусевский, 1957
Пепел и алмаз — Анджей Вайда, 1958
Головокружение — Альфред Хичкок, 1958
Назарин — Луис Бунюэль, 1958
Четыреста ударов — Франсуа Трюффо, 1959
Хиросима, моя любовь — Ален Рене, 1959
Сладкая жизнь — Федерико Феллини, 1959
Приключение — Микеланджело Антониони, 1960 (~ Ночь, 1961; Затмение, 1962)
На последнем дыхании — Жан-Люк Годар, 1960
Рокко и его братья — Лукино Висконти, 1960
Психо — Альфред Хичкок, 1960
Тени — Джон Кассаветес, 1960
В прошлом году в Мариенбаде — Ален Рене, 1961
Жюль и Джим — Франсуа Трюффо, 1962
Иваново детство — Андрей Тарковский, 1962
Молчание — Ингмар Бергман, 1963
8 с половиной — Федерико Феллини, 1963
Красная пустыня — Микеланджело Антониони, 1964
Я — Куба — Михаил Калатозов, оп. Сергей Урусевский, 1964
Без надежды — Миклош Янчо, 1965 (~ Звёзды и солдаты, 1967; Тишина и крик, 1968)
Тени забытых предков — Сергей Параджанов, 1965
Персона — Ингмар Бергман, 1966
Фотоувеличение — Микеланджело Антониони, 1966
Андрей Рублёв — Андрей Тарковский, 1966
Импровизация на тему рассказа Сарояна В горах моё сердце — Рустам Хамдамов, 1967
2001: Космическая Одиссея — Стенли Кубрик, 1968
Млечный путь — Луис Бунюэль, 1969
Гибель богов — Лукино Висконти, 1969
Цвет граната — Сергей Параджанов, 1969
Декамерон — Пьер Пазолини, 1970 (~ Цветок тысячи и одной ночи, 1973)
Заводной апельсин — Стенли Кубрик, 1971
Жил певчий дрозд — Отар Иоселиани, 1971
Последнее танго в Париже — Бернардо Бертолуччи, 1972
Крёстный отец — Френсис Коппола, 1972
Кабаре — Боб Фосс, 1972
Шепоты и крики — Ингмар Бергман, 1972
Скромное обаяние буржуазии — Луис Бунюэль, 1972 (~ Дневная красавица, 1966)
Амаркорд — Федерико Феллини, 1973
Большая жратва — Марко Феррери, 1973
Профессия: Репортер — Микеланджело Антониони, 1974
Зеркало — Андрей Тарковский, 1974
Призрак свободы — Луис Бунюэль, 1974
Пролетая над гнездом кукушки — Милош Форман, 1974
Любовь моя, Электра — Миклош Янчо, 1975
Двадцатый век 1976 — Бернардо Бертолуччи, 1976
Апокалипсис сегодня — Френсис Коппола, 1978
Замужество Марии Браун — Райнер Фассбиндер, 1978
Сталкер — Андрей Тарковский, 1979
Сказка сказок — Юрий Норштейн, 1979 (~ Ёжик в тумане, 1975)
Манхэттен — Вуди Аллен, 1979
Человек-слон — Девид Линч, 1980 (~ Голова-ластик, 1976)
Стена — Элан Паркер, 1982
Наш век — Артавазд (Артур) Пелешян, 1982
Бал — Этторе Скола, 1983
Фавориты Луны — Отар Иоселиани, 1984 (~ Прощай, дом родной, 1999)
Зет и два нуля (Зоопарк) — Питер Гринуэй, 1985 (~ Отсчёт утопленников, 1988; Повар, вор, его жена и её любовник, 1989)
Небо над Берлином — Вим Вендерс, 1987
Красный гаолян — Чжан Имоу, 1987
Время цыган — Эмир Кустурица, 1988
Женщины на грани нервного срыва — Педро Альмодовар, 1988 (~ Матадор, 1986)
Криминальное чтиво — Квентин Тарантино, 1994
Мертвец — Джим Джармуш, 1995
Рассекая волны — Ларс фон Триер, 1996
Вкус черешни — Аббас Киаростами, 1998
Юха — Аки Каурисмяки, 1998
Хрусталёв, машину! — Алексей Герман, 1998 (~ Мой друг Иван Лапшин, 1984)
Беги, Лола, беги — Том Тыквер, 1998
La roue режиссер: Абель Ганс Производство: Films Abel Gance «Колесо» (фр. La roue, 1923) — французский художественный фильм Абеля Ганса. Фильм, сделанный, в то время, уже маститым режиссером, под впечатлением от творческих поисков молодых режиссеров (Деллюка, Л'Эрбье и Жермены Дюлак). ... Читать дальше » |
Man of Aran режиссер: Роберт Дж. Флаэрти Производство: Gainsborough Pictures Центральные персонажи картины — жители сурового, истерзанного волнами острова Аран у западного побережья Ирландии, где и происходит действие фильма. ... Читать дальше » |
Nanook of the North режиссер: Роберт Дж. Флаэрти Производство: Les Frères Revillon, Pathé Exchange Inc. Фильм о Нануке явился новым словом в кинематографе. В нем не было тенденциозных инсценировок, свойственных большинству этнографических картин начала ХХ века, и отсутствовал снисходительный взгляд представителя «цивилизованной нации». Режиссер показал эскимосов не свысока, а так, как они сами видят себя. Он открыл в этом произведении новаторскую форму документального фильма, основанного на длительном кинонаблюдении реальной жизни. ... Читать дальше » |
Nosferatu, eine Symphonie des Grauens режиссер: Фридрих Вильгельм Мурнау Производство: Jofa-Atelier Berlin-Johannisthal; Prana-Film GmbH Самая первая и по мнению некоторых самая страшная адаптация романа Брэма Стокера «Дракула». Снятый в 1922 году на 35мм кинопленку, немой фильм считается шедевром немецкого экспрессионизма. Мурнау превратил роман в холодящую душу, наполенную тенями и привидениями историю. Имена главных героев пришлось поменять, так как вдова писателя отказалась от предложения экранизировать роман. Образ ужасающего Графа Орлока был великолепно создан Максом Шреком. Некторые считают этот образ самым провдоподобным из всех когда-либо имевших место. К тому же картина снималась не в стилизованных студийных декорациях, а на натуре в реальных помещениях старых европейских замков в Чехии, может поэтому история создания киноленты порасла множеством легенд и мифов о реальности происходящего на площадке, а также реальности самого вампира... Ужасные таинаственные тени и натуральность происходящего стоят двенадцати других экранизаций романа про Вампира. ... Читать дальше » |
Der müde Tod режиссер: Фриц Ланг Производство: Decla-Bioscop AG Сюжет |
Das Cabinet des Dr. Caligari. режиссер: Роберт Вине Производство: Decla-Bioscop AG Сюжет |
Broken Blossoms or The Yellow Man and the Girl режиссер: Дэвид Уорк Гриффит Производство: D.W. Griffith Productions, Paramount Pictures Сломанные побеги (англ. Broken Blossoms; другой прокатный вариант названия Broken Blossoms, or Yellow Man and the Girl, в российском прокате Сломанная лилия — художественный фильм режиссёра Дэвида Гриффита. Наряду с «Рождением нации» и «Нетерпимостью» считается одной из вершин творчества режиссёра. Сюжет |
Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages режиссер: Дэвид Уорк Гриффит Производство: Triangle Film Corporation; Wark Producing Corp. Этапный фильм в развитии мирового кинематографа, считается одним из величайших шедевров эпохи немого кино. Фильм также назвали «единственной кинофугой» (англ. «the only film fugue»). Профессор Теодор Хафф, один из ведущих кинокритиков первой половины ХХ века, заявил, что это был единственный кинофильм, достойный занять место рядом с «Пятой симфонией» Бетховена, шедеврами Микеланджело и т. д. в качестве отдельного произведения искусства. Фильм был создан в ответ на критику, которая обрушилась на предыдущий фильм Гриффита, «Рождение нации», из-за его явного расистского содержания. ... Читать дальше » |
The Birth of a Nation
режиссер: Дэвид Уорк ГриффитРождение нации «Mighty Spectacle» в главных ролях: Лиллиан Гиш, Мэй Марш, Генри Б. Уолтхолл, Мириам Купер, Мэри Элден, Ральф Льюис, Джордж Сигман, Уолтер Лонг, Роберт Херрон, Уоллес Рид сценарий: Дэвид Уорк Гриффит, Фрэнк Э. Вудс, Томас Ф. Диксон мл. продюсер: Дэвид Уорк Гриффит, Х.Э. Аиткен оператор: Г.В. Битцер композитор: Джозеф Карл Брейл, Дэвид Уорк Гриффит художник: Роберт Голдштейн, Клер Уэст монтаж: Дэвид Уорк Гриффит, Джозеф Энабери, Джеймс Смит жанр: драма, мелодрама, вестерн, военный, история длительность: 165 мин. США, 1915 Производство: David W. Griffith Corp.; Epoch Producing Corporation Съёмки: 4 июля 1914 — 24 сентября 1914 Формат изображения: 1.33 : 1 Камера: Pathe Camera Формат копии: 35 mm Формат съёмок: 35 mm Изображение: чёрно-белое Сюжет Первая часть начинается с описания идиллической жизни Юга до гражданской войны. Счастливая семья Камерон живёт в Пидмонте, в Южной Каролине. У доктора и г-жи Камерон три сына: Бенджамен, Уэйд и Дюк — и две дочери: старшая Маргарет и младшая Флора. К ним в гости приезжают друзья из Пенсильвании: депутат Остин Стоунмен в сопровождении своей юной дочери Элзи и двух сыновей — Теда и Фила. Фил влюбляется в старшую дочь Камерона, а Бен Камерон влюбляется в Элзи Стоунмен, увидев её фотографию. Начинается гражданская война. Стоунмены примыкают к сторонникам Севера, Камероны — к сторонникам Юга. Бен Камерон и Фил Стоунмен встречаются лицом к лицу во время осады Питерсбурга. ... Читать дальше » |
Enoch Arden
~ Энох Арден «A beautiful story, splendidly staged and acted, exquisitely pictured»
режиссер: Дэвид Уорк Гриффит в главных ролях: Альфред Пегит, Лиллиан Гиш, Уоллес Рид, Дэвид Уорк Гриффит, Милдред Харрис, Бетти Марш сценарий: Дэвид Уорк Гриффит, Альфред Лорд Теннисон оператор: Уильям Филдью жанр: драма длительность: 33 мин. США, 1911 Производство: Majestic Motion Picture Company Съёмки: Январь 1915 — Март 1915 Формат копии: 35 mm Формат съёмок: 35 mm Изображение: чёрно-белое Сюжет 18-й век, рыбацкая деревня. Любовный треугольник — скромный рыбак Энох Арден, его возлюбленная Энни Ли и богатый соперник Филип Рэй. Девушка достается Эноху, они женятся, и через несколько лет у них трое детей. Чтобы заработать больше денег для своей семьи, Энох решает пойти на рыболовецком судне в длительное путешествие, несмотря на возражения Энни Ли. Корабль терпит крушение, и Энох, добравшись до необитаемого острова, остается единственным выжившим. ... Читать дальше » |